Проблема воровства в розничной торговле

Воровство в розничной торговле всегда было, есть и будет. Причем, воровство это происходит руками сотрудников в большинстве случаев и не зависит от престижа торговой точки.

Для предотвращения случаев воровства используются, в основном, технические средства, реже - физические методы. Стоит отметить, что воровство в розничной торговле основано на психологических аспектах. Кто ворует? Все! От грузчика до управляющего. Можно, конечно, использовать камеры слежения и прочие технические средства, нанять охранников, но рано или поздно найдется слабое звено цепи, которое и даст сбой. Далее придется нанимать контроллеров за охранниками, после - контроллеров за контроллерами, и так до бесконечности, что крайне затруднительно в финансовом плане.

Можно выделить 3 уровня воровства в компании:
1. Личные стереотипы. Таких сотрудников можно легко идентифицировать еще на этапе приема на работу. Об этом могут также свидетельствовать частые смены работы. В целом, люди делятся на тех, кто ворует всегда, тех, кто не ворует никогда, и тех, кто ворует при случае. Первых меньше всего, последних же - большинство.

2. Благоприятная ситуация и влияние коллектива. Старые бывалые сотрудники, зачастую, берут под свое крыло молодых и неопытных, успешно проворачивая "аферы". Новички, попав в такой коллектив уже через месяц становятся настоящими профи в деле кражи. Выход здесь есть - набрать людей от и до, которые не имеют опыта воровства. Иначе, убыток от темных делишек умелых сотрудников, будет стремительно набирать обороты.

3. Проблемы, которые есть в компании. Здесь следует выделить отсутствие достаточной мотивации персонала. Более того, работники высшего звена, очень часто, проворачивают схемы внутри фирмы или продают данные конкурентам. Выявить это явление можно легко при помощи метода mystery shooping (использование тайного покупателя при оценке деятельности фирмы).

Платить или нет?
Большинство руководителей уверены в том, что причин воровства есть несколько, среди которых низкая зарплата, которая еще к тому же не зависит от продаж. Следовательно, если сотруднику платить достаточно, он воровать не будет. Хотя это не так. Нужно знать, как умело сочетать материальные блага с социальным стимулированием. Результаты опросов говорят о том, что сотрудники желают получать не только бонусы, премии, ценные подарки и путевки, а и ощущать свою значимость, важность выполняемой работы. А эти факторы ведут к психологическому дискомфорту и неумению воспринимать критику и похвалу в свой адрес. Зачастую, именно такие сотрудники вносят дисбаланс в налаженный механизм роботы фирмы. Даже, если у них нет возможности воровать, свои поведением и пассивностью они наносят невидимые материальные убытки. С целью предотвращения таких явлений и повышения качества обслуживания, фирмы прибегают к таким услугам, как тайный покупатель, что показывает свою высокую эффективность.

Более того, распространенное сегодня кумовство также делает свое дело. Беря на работу своих друзей и родственников, руководители накаляют обстановку до предела. Это не только убивает надежды подчиненных на повышение, но и создает своего рода дедовщину. Отношение от этого у работников к фирме только ухудшается. Анализируя утечку средств, следует обратить внимание не только на товар в зале и запасах, но и затраты на закупки и рекламу. Хоть такие отделы могут и не иметь доступ к финансами, они вполне могут получать "откаты". До тех пор, пока будет "черная касса", будет процветать воровство. Очень часто фирма, для подстраховки, практикует накопление части зарплаты и премий сотрудников. Так, в случае, если сотрудник проворуется и будет уволен по статье, его частью накопленных средств можно будет покрыть недочеты.

Но и это еще не все.
Ущерб от краж нельзя и близко сопоставить в теми убытками, которые может нанести неправильно построенная логистика. Если речь идет о крупногабаритной технике, то здесь контролировать нужно не только процесс закупки, доставки, вывоза товара и его перемещение, а еще и систематически проводить переучет и инвентаризацию. Причем данные лучше всего хранить в компьютерной системе.

Важно помнить о том, что неизбежность наказания куда более страшна, нежели его проявление. За тысячелетия кнут и пряник по прежнему показывает свою эффективность. А это говорит лишь о том, что есть методы куда более эффективные, нежели технические средства наблюдения и использование такого метода, как таинственный покупатель, который ныне пользуется большим спросом.

Назад к списку статей

Интересные статьи

Тайный покупатель в автосалоне
Тайный покупатель в автосалоне

Если брать во внимание автосалоны, то директора таких компаний физически не смогут проводить личный контроль всех служб: call-центр, кредитный отдел, менеджеры по продажам, trade-in, отдел страхования и другие. В данном случае оптимально обратиться за помощью профессионалов.

Тайный покупатель новостроек
Тайный покупатель новостроек

Услуги тайного покупателя помогают понять, как выглядит организация бизнес-процессов по продаже недвижимости в новостройках глазами клиентов.

тайный покупатель в банке
Тайные проверки в банке

На сегодняшний день практически каждый человек является клиентом какого-либо банковского учреждения или даже нескольких. Граждане вносят в банки платежи разной направленности, оформляют кредиты и открывают вклады. Конкуренция среди финансовых организаций настолько высока, что количество постоянных клиентов напрямую зависит от качества оказываемого сервиса.